Как помочь ученикам преодолеть языковой барьер?

Дети начинают изучать иностранные языки уже в начальной школе. Но бывает так, что даже многолетнее изучение языка и хорошие отметки всё равно не гарантируют свободного общения. На это есть несколько причин, и не все они связаны с качеством знаний.

Пять основных причин, из-за которых мы стесняемся говорить на иностранном языке

Проблема 1: стремление к совершенству. Страх допустить ошибку и оказаться непонятыми свойственен как детям, так и взрослым. Даже с действительно хорошими знаниями такой перфекционизм может стать барьером в обучении. Дети концентрируются на том, что хотят сказать, проговаривают фразу про себя, думают над её правильностью. Это замедляет темп речи, ученики начинают волноваться, что слишком долго думают над предложением. В итоге возникает чувство беспомощности и растерянности. Некоторые ученики решают, что момент упущен и лучше промолчать. Знакомо?

Решение: Важно объяснить детям, что на ошибках учатся и что они всё-таки говорят не на родном языке. Собеседники всегда оценят их старания. Постарайтесь помочь ученикам больше фокусироваться на собеседнике и на том, какую информацию они хотят донести, а не на обдумывании конкретных предложений.

Проблема 2: небольшой словарный запас. Ограниченный словарный запас может стать серьёзным препятствием на пути к свободному общения на иностранном языке.  Накопление словарного запаса — вопрос времени, но часто вместо постепенного наслаивания словарного запаса, ученики хотят сразу разговаривать, как их любимые персонажи из фильмов.

Решение: Возьмём, к примеру, англо-английский словарь. Для того, чтобы объяснить 100 000 слов используются только 2500 слов. 2500 слов соответствуют уровню Intermediate, или B1. Таким образом, можно выразить абсолютно любую мысль, зная всего лишь 2500 слов. Также ученики часто забывают, что их пассивный словарный запас намного шире активного. Это значит, что при чтении и просмотре фильмов они узнают слова и чувствуют себя достаточно уверенно, но при разговоре не могут их воспроизвести. Это может лишать учеников мотивации. Именно поэтому так важно помочь им переносить слова из пассивного запаса в активный.  Можно завести специальную тетрадь или вести журнал в гаджете. Отводить на каждое слово страницу, записывать его значение, составлять с каждым новым словом пять-десять предложений на примере личного жизненного опыта. Доказано, что эмоционально насыщенные предложения намного лучше помогают нам запомнить новую лексику.

Проблема 3: неуверенное знание грамматики. Базовые знания помогут общаться на простые темы и донести свою мысль. Но если в дальнейшем ученики хотят участвовать в полноценном диалоге, то изучение сложных грамматических конструкций необходимо. Зачастую ученики забывают о грамматике, потому что их захватывают эмоции, или они усиленно стараются вспомнить нужное слово.

Решение: ничто не работает лучше, чем ежедневная практика грамматических конструкций. Но важно не изучать грамматику отдельно, а гармонично встраивать ее в учебный материал. Хорошо работает практико-ориентированное целеполагание, например, я смогу рассказывать о своих планах, изучив конструкцию be going to. Постепенно грамматика из страшного и непонятного чудища превратиться в помощника и друга.

Проблема 4: недостаточно практики. Изучение иностранного языка не может ограничиваться только занятиями на уроке и знаниями из учебников. Зачастую во время живого разговора ученики теряются и мигом забывают все слова и грамматику. Это происходит из-за того, что такие ситуации всё еще вызывают стресс.

Решение: в психологии есть метод, который называется «терапевтическая экспозиция». Что же это за метод? Представим человека, страдающего от чрезмерной стеснительности. Для того, чтобы преодолеть свою зажатость, ему нужно каждый день понемногу участвовать в общении и выходить из зоны комфорта. Таким образом, с каждым днём ему будет все легче и легче начинать разговор, участвовать в совместных проектах и т.д. То же самое и в языке: чем чаще и регулярнее мы сталкиваемся с необходимостью говорить на английском, тем привычнее эта ситуация станет для нас и тем свободнее мы будем себя чувствовать во время разговора.  

Проблема 5: произношение. Проблема акцента волнует всех людей, изучающих иностранный язык. Многим хочется сразу же звучать, как носитель языка, но наш речевой аппарат не может быстро обучиться произношению новых звуков. Для этого требуется время.

Решение: «Practice makes perfect», – гласит английская поговорка. Если мы хотим улучшить наше произношение, мы должны часто практиковать английские звуки. Если нет возможности общаться с кем-то на английском языке, то не стесняйтесь разговаривать сами с собой. Тренировать произношение можно как с преподавателем, так и самостоятельно. В сети есть много роликов, созданных специалистами по произношению, которые обучают профессиональных актеров и других специалистов. Они максимально доступно и за короткое время помогут избавиться от акцента и настроить свой речевой аппарат на красивую английскую речь.